Был ли запрещен нацистами российский бело-сине-красный флаг?

Автор: Дмитрий Дрозд 

 Сегодня в Беларуси однозначным символом акций протеста против фальсификаций итогов «выборов» президента, протестов против милицейского насилия и против лжи государственных СМИ стал бело-красно-белый флаг. Поэтому официальная пропаганда, а за ней десятки добровольных подпевал сделали попытку скомпрометировать этот национальный символ белорусов. Этот флаг был создан белорусом, родившимся в городе Глубокое, архитектором и общественным деятелем Клавдием Дуж-Душевским в 1917 году ещё до октябрьского переворота. Под этим знаменем возникло в 1918 и возродилось в 1991 годах независимое белорусское государство, а также принял свою первую присягу президент Лукашенко.

Теперь, в угоду удержания личной власти одного человека, для расчеловечивания протестующих и создания из них образа врага (нацисты, фашисты, бандеровцы, предатели и т.п.), бело-красно-белый флаг лживо называют нацистским. Поклонники Лукашенко, «русского мира» и даже товарища Сталина упражняются в навешивании оскорбительных ярлыков для этого более чем столетнего символа белорусской нации и государственности. Так 30 октября, выступая перед своими «силовиками», Лукашенко назвал бело-красно-белые флаги «фашистскими знамёнами».

Однако судьба бело-красно-белого флага в ХХ веке мало отличается от судеб других национальных или государственных флагов. В том числе и от российских (русских) национальных символов: бело-сине-красного флага (триколора) или андреевского флага. Сейчас они являются государственным и символом ВМФ России. Хотя история их использования многочисленными организациями и воинскими подразделениями, воевавшими на стороне Гитлера, куда более богата, чем подобная история белорусского символа. Если под последним были созданы всего несколько батальонов, то под российскими символами создавались целые армии.

Но этот факт вовсе не выбивается из общеевропейской практики, существовавшей в годы войны. Если вы откроете самый популярный источник информации «Википедия» на статье «Символика антисоветских русских национальных формирований Второй мировой войны», то в её конце размещена специальная глава «Сравнение с другими странами и народами», которая объясняет: «Использование исторической символики для обозначения принадлежности к национальным формированиям было в вооружённых силах нацистской Германии и оккупированных ею странах общепринятым… Белоэмигранты и коллаборационисты… сохраняли черты, свойственные этносам, из которых они произошли и использовали подчёркивающие это символику и флаги в своих национальных формированиях (украинских, белорусских, татарских, тюркских, азербайджанских, грузинских, армянских и других). Национальные флаги германских стран-союзников и некоторых оккупированных германскими войсками стран Европы использовались германскими властями при создании схожих символов коллаборационистских формирований, в частности, это имело место: 1) В странах Прибалтики: Литва, Латвия, Эстония. 2) В странах Западной Европы: Франция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия и т. д. 3) В странах Восточной Европы: расчленённой Югославии (Сербия, Словения, Хорватии), расчленённой Чехословакии (Словакия, Протекторат Богемии и Моравии)».

Казалось бы, всё предельно ясно: национальные и государственные символы использовали все. Никто только на основании этого факта от своей национальной и государственной символики добровольно не отказался.

Хотя и здесь проведена большая работа по затушёвыванию факта использования российского триколора организациями и армиями, воевавшими на стороне Гитлера:

«При формировании русскоязычных военных подразделений были попытки использования в эмблематике триколора, двуглавого орла, белого, синего и красного цветов, что было запрещено германским командованием: «Постепенно все так называемые национальные воинские части в составе немецкой армии получили значки с национальными цветами своих народов. Только самому большому народу — русским — было в этом отказано. Этот вопрос настоятельно требовал своего решения. Но и тут возникли трудности. Исторические русские национальные цвета — белый-синий-красный — были под запретом».

И в любой дискуссии о роли и значении современного российского флага в годы Второй мировой войны, вам, скорее всего, приведут этот же аргумент, как однозначный доказанный и неоспоримый факт (например, вот здесь автор утверждает: «Единственное документально зафиксированное использование трехцветного флага власовцами - парад 1-й Гвардейской бригады РОА во Пскове 22 июня 1943 г. Однако в дальнейшем немцы не допускали подобной самодеятельности», что без конца повторяется и перепечатывается всеми желающими отбелить бело-сине-красный флаг от сотрудничества с нацистами).

Хотя приведенная выше цитата противоречит не только историческим свидетельствам (которые, возможно, не известны оппонентам), но и самой статье в «Википедии», где размещен нарукавный шеврон РОА: «Нарукавный щиток РОА представляет собой Андреевский крест; сочетает белый, синий и красный национальные цвета, но не содержит последовательных полос аналогично полосам флага». Т.е. выше указано, что цвета запрещены, когда же отсутствие запрета на бело-сине-красные цвета опровергнуто бесспорным вещдоком – утверждается, что нет полос и т.п.

И всё-таки, использовали ли в той же РОА и в других воинских подразделениям и гражданских организациях именно бело-сине-красный флаг или он, как указано выше, был запрещён?

Так как сейчас пользователи интернета не любят читать большие статьи, то я приведу выводы, к которым я пришёл, изучив всего один источник – газету «За родину» (к сожалению, далеко не все номера), вначале этого текста, а потом для особо недоверчивых и терпеливых приведу десяток доказательств своих выводов:

1. Российский национальный бело-сине-красный флаг (и, тем более составляющие его цвета) не только не был запрещён, но, наоборот, во все годы второй мировой войны являлся одним из символов, вокруг которого объединялись русские (российские) силы, воющие на стороне Гитлера против большевизма (в оригинальных текстах почти всегда «жидо-большевизма»). Эта была та скрепа, запретить которую было невозможно.

2. Использование бело-сине-красного флага на параде в Пскове не было самостоятельной инициативой отдельного человека. Такой же флаг развевался и над площадью, а также над городской управой в Пскове.

3. Во время торжеств, посвященных второй годовщине от большевиков бело-сине-красные фаги развевались и над другими оккупированными городами России.

4. В частях РОА день начинался и заканчивался поверкой, во время которой сначала поднимали, а потом опускали бело-сине-красный флаг. Части РОА сражались против партизан и Красной армии.

5. После парада в Пскове флаг не только не был запрещен, но получил ещё большее распространение. В мае 1944 года нашивки на одежду с российским флагом были введены и для российских рабочих по подобию военных нашивок.

6. Бело-сине-красный флаг открыто использовался РОА и после ее перевода на западный фронт.

7. Бело-сине-красный флаг использовался на параде в Минске 18 июня 1944 года членами Национал-социалистической трудовой партии России и организацией «гитлеровской молодежи» России.

8. Российский триколор открыто использовал Комитет освобождения народов России, провозглашенный 14 ноября 1944 года. Обложка изданного комитетом «Блокнота пропагандиста Освободительного Движения Народов России» имела бело-сине-красный флаг.

Теперь перейдём к текстам и фото, доказывающим мои выводы. Все цитаты приводятся в том виде, как они были напечатаны. Это позволяет наиболее полно осознать ту преступную идеологию, за которую сражались с оружием в  руках в том числе и под российским флагом. 

Доказать факт запрещения бело-сине-красного флага довольно сложно (если вообще возможно), так как, во-первых, не существует никаких официальных немецких документов, подтверждающих это запрещение, и, во-вторых, сейчас нам доступны десятки документов (фото, кинохроника, газеты и т.п.) и вещдоков, как раз таки опровергающих этот факт.

Пожалуй, самыми известными фото являются кадры с парада в городе Пскове, Конечно, документально засвидетельствованное на фото использование российского триколора на параде 1-й Гвардейской бригады РОА в Пскове 22 июня 1943 года назвать фэйком не получается, но принята позиция, что это было исключением из правил, мол, человек этот сам этот флаг вынес по своей инициативе... Как будто подобная самодеятельность при немцах была возможна. Но якобы после этот флаг запретили.

Однако оба утверждения являются ложью.

 

1

Российский триколор, несомый офицером РОА, был не единственным на этом параде и вообще в Пскове. 22 июня в Пскове отмечалась вторая годовщина начала освобождения России от большевиков («День освобождения от большевизма»). В СМИ сохранились не только речи, произнесенные на этом мероприятии, но и тот факт, что «Церемониальным маршем проходят колонны добровольцев. Бело-сине-красное полотнище медленно проплывает по рядам, словно осеняя в эти неповторимые минуты всех, кто пришел сюда с открытым лицом и чистым сердцем. Россия — мать благословляла своих сынов на великий ратный подвиг» ("За Родину", N 153, 5.07.1943).

Вряд ли этот факт, будь он инициативой отдельного офицера, тем более, не одобряемый оккупационными властями, попал в такой восторженной интонации в прессу.

Ещё одна точка зрения на это же событие:

«Торжество труда и дружбы. Демонстрация единства двух народов.

Недавно в гор. Пскове состоялось торжественное объявление «Декларации права личной собственности на землю для трудящегося крестьянства». Передаем специальное сообщение, посвященное этому событию.

Псков. Площадь полна народом. Как и в прошлый год, люди собрались выслушать большую радостную весть. Тогда, год тому назад, — хлеборобы бурно приветствовали указ германского командования об отмене рабской колхозной системы, о передаче земли в пользование трудовому крестьянству. Были музыка, речи, слезы искренней благодарности за освобождение от сталинской тирании. Белый, как лунь, крестьянин низким размашистым поклоном без слов выразил тогда германскому генералу то, чего не достигли бы десятки речей — большое русское спасибо...

Объявление «Декларации о земельной собственности» вылилось в торжественную демонстрацию единства и дружбы двух народов: русского и немецкого. Символы этого единения — русский и германский национальные флаги, громадные полотнища которых реют сегодня над площадью, украшенной молодыми березками. Глаза всех прикованы к стоящим в замкнутом карре друг против друга шеренгам русских и немецких солдат. Одинаково молодые, одинаково стройные, одинаково страшные врагу одухотворенной боевой суровостью бойцы одновременно замирают при первых звуках парадного марша. Притихшая Псковская площадь оглашается мощной, раскатистой командой:

— Р-р-равняйсь! ...

...Бело-сине-красный атлас трепещет и переливается под горячим июньским солнцем. Тот, кто держит древко, застыл, как прекрасное изваяние — воплощение веры, любви и бесстрашия. Принимающие парад обходят ряды и поднимаются на трибуну. Представитель германского учреждения обращается с речью к собравшимся:
— Русские крестьяне и крестьянки! Вы собрались сегодня сюда затем, чтобы выслушать новую, радостную для вас весть — декларацию о введении личной собственности на землю!..»

Похоже, что здесь речь идёт о нескольких флагах. Первый: громадное полотнище, которое реет над площадью, а второе: бело-сине-красный атлас на древке. Последний, это как раз тот, что попал на одно из самых известных фото российского триколора. Который якобы вынесли по своей инициативе.

 

Однако и через месяц ни сотрудники городской управы, ни немецкое начальство не знали о запрете российского триколора: «Псков. Вторая годовщина. Исполнилось два года со дня организации псковского городского управления. В большом зале, разукрашенном зеленью, русскими и немецкими национальными флагами, собрались служащие — юбиляры и многочисленные гости: представители германских учреждений во главе с комендантом, сотрудники районного управления, врачи, торговцы, артисты. В краткой речи германский генерал поблагодарил сотрудников городского управления за их честную двухлетнюю работу на пользу нового порядка и выразил надежду, что в дальнейшем они добьются еще больших успехов в своей работе в интересах городского населения...» ("За Родину", N175, 30.07.1943, стр. 3).

Конечно, информация, что после якобы несанкционированного использования бело-сине-красного флага на параде в Пскове, этот флаг был запрещен для использования – нелепа по своей сути. Ведь именно это знамя – является одним из столпов борьбы с большевизмом и добровольческие части изначально и собирались именно под этим знаменем, о чем открыто писали в оккупационной прессе.

Например, при наборе в добровольцы изначально указывали, под каким флагом они будут воевать:

«Как стать добровольцем. Добровольческое движение с каждым днем все шире и шире захватывает русские народные массы, осознающие, что восстановление национальной и свободной России — дело чести и долга каждого истиннорусского человека.

В формируемые части РОА неудержимо устремляются новые десятки тысяч верных сынов Родины, горящих желанием отомстить интернациональным палачам за четвертьвековое истязание русского народа. Вчерашние военнопленные — бывшие подневольные защитники чуждых России еврейских интернациональных устремлений, сегодня горделиво становятся под родной русский трехцветный стяг и дают торжественную клятву: «Лучше погибнуть в бою, чем снова сделаться рабом жидо-сталинской клики!» ("За Родину", N141, 21.06.1943, стр. 3).

И в том же номере «За родину» в статье «Родина работает», размещённой на первой странице:

«Родина работает! Пробил час создания великой Европы! Той великой Европы, в которой все мы будем жить в содружестве с другими народами, причастными к прогрессу, общеевропейской культуры, объединяющей людей для счастливой совместной жизни! Наш час пробил! Но не час отдыха и безделья. Сейчас до нас доносится призыв народа: напрягайте свои силы, проявите добрую волю и патриотизм! Наша ближайшая цель — освобождение России! Освобождение нашей великой Родины, которая сможет прокормить всех своих свободных сынов. Над нами, только над нами, развевается стяг священной, национальной России. Наступил час навсегда сбросить сталинское иго. Это не так просто и поэтому каждый из нас должен работать по мере сил. Германские солдаты героически проливали свою кровь, чтобы освободить Россию от страшного  большевицкого режима. Они проливали свою кровь за нас...».

Именно для того чтобы воевать под бело-сине-красным флагом, новобранцы уходили на фронт:

«Проводы добровольцев. Сегодня в селе 3. не только престольный праздник, но и еще одно важное событие: крестьяне провожают в Русскую Освободительную Армию своих молодых односельчан, изъявивших желание пойти на фронт добровольцами. Молодые парни — сильные, красивые и веселые, украшение шумных гулянок и гордость деревенских девушек. В доме старосты добровольцы и их друзья собрались на прощальный обед. Оживленно и весело за обильным столом. Когда окончилась трапеза, старик-староста снял образ Спасителя и, подойдя к сыну, сказал!

— Сим дед твой благославлял пеня, когда отечеству угрожали враги. Тебя благославляю на бранный подвиг тоже во имя России и веры православной. Отплати большевикам за брата, убитого бандитами, и за все страдания русского народа. Сегодня день твоего Ангела, Николай, и ты запомни этот день в отчем доме ...

Потом к добровольцам обратился учитель местной школы.

— Друзья! Все вы — мои ученики, и я горжусь тем. что вам предстоит установить справедливый строй в Новой России. Смелее несите вперед русский стяг, который выражает чистоту нации и веры, необъятность просторов России и кровь, обильно пролитую в борьбе за свободу Родины.

Присутствующие слушали горячие и простые слова и на глазах у многих были слезы...» ("За Родину", N135, 11.06.1943, стр. 3)

Так можно ли было запретить этот флаг, под которым открыто люди собирались для борьбы с большевизмом?

 

2

 Торжественное мероприятие в Пскове, было далеко не единственным, и у нас есть факты гордо развевающегося бело-сине-красного флага и из других населенных пунктов.

Во вторую годовщину освобождения Гдова от большевиков бело-сине-красный флаг развевался и над этим городом.

«ГДОВ. Годовщина освобождения города от большевиков. Гдовичи торжественно отметили вторую годовщину освобождения города. Еще накануне здание городского управления было украшено зеленью, русскими и германскими флагами. Перед иконой Казанской Божьей Матери местное духовенство отслужило благодарственный молебен. Начальник района Колтышев произнес большую речь о прошлом, настоящем и будущем города Гдова. По окончании речи хор исполнил песню-марш русских добровольцев «Мы идем». Вечером гдовичи собрались в саду, где состоялся концерт» ("За Родину", N179, 2.08.1943).

Можно, конечно, попытаться увильнуть, что мол, здесь не указано конкретно, какие «русские флаги» это были, но вероятность, что над городской управой вывесили что-то ещё кроме триколора – равна нулю. Кроме того, более конкретные сведения, не оставляющие шанса для манипуляций, есть и из другого города.

В эти же дни в бело-сине-красные и нацистские флаги было украшено Красное село: «Красное Село. Место гуляний Красносельского населения убрано по-праздничному. Наряду с флагами Великогермании красуются русские национальные флаги. Приятно бросаются в глаза три цвета — белый, синий, красный. Из рупоров на крыше автобуса разносятся звуки веселого марша…» ("За Родину", N179, 2.08.1943).

17 августа российские флаги развевались над Лампово (Гатчина) во время приведения к присяге добровольцев РОА на верность главнокомандующему и награждения наиболее отличившихся в боях:

«Народное гулянье в Лампово. Деревня, являвшаяся при большевиках „саботажной", отмечает теперь праздник единения. Гатчина, 17/8. Начало августа в Лампово ознаменовалось рядом больших событий. Во-первых, добровольцы отрядов РОА были приведены к военной присяге на верность главнокомандующему. Во-вторых, немецким военным командованием раздавались знаки военной награды наиболее отличившимся в боевых действиях добровольцам РОА. В-третьих, в Лампово организовалась «Народная Помощь». Все события вылились в праздник, в котором приняли участие все жители Лампово и окружающих его деревень.После присяги и получения наград состоялся торжественный обед, вслед за которым для добровольцев был продемонстрирован кинофильм.

Я пошел на праздник в компании двоих местных жителей и старожил — Ивана Ивановича и Ивана Филипповича… Приехали артисты. Готовится открытая сцена. Добровольцы приносят для публики скамьи. Устанавливаются репродукторы. Вместе с германскими флагами, в воздухе развевается русский, национальный трехцветный флаг.

Наш родной флаг, — задумчиво говорит Иван Иванович. — Давно мы его не видели…» ("За Родину", N 191, 18.08.1943, стр. 1).

Такой же формат праздника – с бело-сине-красными флагами был и в августе в Сольцах.

«Народное торжество. Сольцы. На днях население города Сольцы праздновало 2-летие освобождения от большевиков. Площадь была украшена зеленью, национальными русскими и германскими флагами. На плацу выстроились части германской армии, а рядом русские добровольцы.

Народ пришел на площадь с крестным ходом. Торжество началось кратким обращением протоиерея о. Владимира Бирумы и торжественным благодарственным молебном. На трибуну поднялись представители Германской, и Русской Освободительной Армий в сопровождении руководителей гражданского районного управления. Представитель германской армии приветствовал народ с двухлетием освобождение г. Сольцы и района от большевиков, указав при этом, что за это время сделано многое в деле восстановления разрушенного большевиками и отметил плодотворную работу начальника района А. А. Дубничева. С ответными речами выступили начальник района и русский профессор, благодарившие командование немецкой армии за освобождение и хозяйственную помощь. На торжестве дети выступили в массовой оригинальной народной пляске. Официальная часть торжества закончилась церемониальным маршем. Потом состоялся обед в районном управлении, Обед прошел в теплой и дружеской беседе русских людей с представителями немецкого командования». ("За Родину", N 184, 10.08.1943, стр. 3).

Не было никакого намёка на запрет русского национального флага и в сентябре 1943 года. На очередной годовщине освобождения от  большевиков очередного населенного пункта этот стяг открыто развевался:

«ДА ЦВЕТЕТ НАША ЗЕМЛЯ! Два года свободной жизни. Сиверская, 10/9. Прошедшее недавно празднование второй годовщины освобождения Сиверской от ига большевизма вылилось в большое народное празднество. На этих празднествах городской голова Яков Архипович Тельнов произнес речь, отразившую переживания русских жителей Освобожденных областей. Приводим ее в несколько сокращенном виде.

«Только с приходом частей армии освободительницы, наш народ вздохнул свободно и впервые, после 25-летнего подневольного житья, начал расправлять свои крылья. И сегодня, как и в день освобождения от ига большевизма, русский народ без всякого принуждения вышел на свой праздник веселый и нарядный.

Рядом с непобедимым германским флагом свободно развевается наш русский стяг, наше славное трехцветное знамя, овеянное славным прошлым нашего народа.

Я знаю, есть еще такие наивные люди, которые думают: где, мол, наша независимость, если к нам пришли немцы? Но я бы спросил их, в свою очередь, а где была наша независимость последние 25 лет? Разве мы, русские, были хозяевами в нашей стране? Мы потеряли свою независимость 25 лет тому назад и подпали под тягчайший гнет жидо  большевизма. У нас не было Родины, той Родины, какая есть у каждого, даже самого меньшего народа, той Родины, которая любит свой народ, жалеет его и заботится о нем. Наша власть, нагло именовавшая себя рабоче-крестьянской, превратила нашу Родину в тюрьму рабочих и крестьян. Эта власть истребила десятки миллионов лучших русских людей, нашу старую интеллигенцию, наше передовое крестьянство, наших лучших рабочих. Вечная слава и вечная память им. Эта власть два года назад позорно бежала, бросив нас буквально на произвол судьбы, без всякой охраны, без куска хлеба…» ("За Родину", N 212, 11.09.43).

Открыто использовали российский триколор и во время неофициальных мероприятий сами жители оккупированных территорий. Так, например, талабские рыбаки во время крёстного хода в деревню Елеазарово ("За Родину", N 191, 18.08.43, стр. 3).

 

3

 Сообщения о гордо развевающемся бело-сине-красном флаге над местами расположения войск РОА, встречаются как ранее, так и позже «единственного факта использования триколора в Пскове».

Ещё до парада 22 июня 1943 года бело-сине-красное знамя и нашивки в этих цветах широко использовались в РОА, чем привлекали внимание и даже вызывали слёзы умиления у граждан оккупированных территорий:

"Русский народ — противник большевизма… Старший лейтенант Русской Освободительной Армии Б. делал доклад о русском национальном освободительном движении на народном собрании в Середке. После доклада его окружили крестьяне. Посыпались вопросы, завязалась дружеская беседа. Вдруг одна старушка обратилась к старшему лейтенанту:

А что это у тебя, за трехцветная нашивка на рукаве, сынок?

А это, бабушка, наши национальные цвета, цвета русского национального флага. Старушка, не говоря ни слова, припала к рукаву мундира русского офицера и поцеловала трехцветную нашивку на нем. Старший лейтенант рассказывает:

— Я должен был прекратить разговор и покинуть помещение, так как вдруг почувствовал, что к горлу подступает комок слез...

В Троицу на площади в Пскове состоялся парад частей Русской Освободительной Армии. С чувством радости и национальной гордости любовались псковичи русскими войсками, в образцовом военном порядке прошедшими по площади. Впереди колонны с трехцветным атласным знаменем, развевавшимся по ветру, шел высокий, стройный офицер. Когда колонна подошла к выходу с площади, к офицеру бросился из толпы пожилой мужчина и, нарушая всякий порядок парада, обнял офицера и расцеловал его.

— Сегодняшний день — самый счастливый в моей жизни! — с волнением воскликнул он. — Наконец-то я опять вижу русский национальный флаг, наконец-то я вижу солдат России, которые избавят русскую землю от большевиков…» ("За Родину", N 149, 30.06.1943, стр. 3).

Похожий эффект производило использование бело-сине-красного флага во время боя. Причем даже на красноармейцев:

«...Красноармейцы пошли в наступление. В тот момент, когда уже казалось, что красноармейцам удастся прорваться, вдруг все увидели на площади идущего во весь рост парня в черном потрепанном зипуне. Высоко над головой нес он русский трехцветный флаг. Выстрелы замолкли. В полном молчании Дмитрий дошел до середины площади и оттуда раздался его звонкий юношеский голос:

Русские! За этот флаг умирали наши отцы. Не дайте же и вы смешать его с пылью на мостовой этой площади. Кто за Россию, тот должен сражаться за это знамя!

И, точно морская волна, этот призыв подхватил добровольцев, поднял в атаку цепи и бросил на врага. Но враг не защищался. Враг поднял руки…» ("За Родину", N 227, 29.09.1943).

 

В статье опубликованной более чем через месяц после якобы запрещения, 31 июля 1943 года, читаем:

«У добровольцев РОА. Первое, что видишь — это флаг. Высоко на мачте он манит родным бело-сине-красным сочетанием цветов. Глядя на него, чувствуешь, как сильно колотится сердце и к горлу подступает комок. Когда-то он, как символ русской нации, был втоптан большевиками в грязь и заменен красной тряпкой жи...кого интернационализма. И вот теперь российское знамя снова реет над нашей землей, олицетворяя русскую национальную идею и борьбу за освобождение от большевизма.

Вечером с боевого задания возвращаются бойцы и офицеры....

Дружный удар. Получив задание, бойцы Русской Освободительной Армии в количестве 60 человек направились к местечку Г. В этом районе действует группа противника. Каждый был настороже, чувствовал себя по боевому, ожидая встречи с неприятелем. Недалеко от деревни Г. следовавший впереди нас немецкий хоз-взвод был обстрелян ружейно-пулеметным огнем. Начался бой...

Наступил момент решительной схватки. Солдаты пошли в штыковую атаку. Трусливые волки, жалкие сталинские «герои» не приняли штыкового боя, оставили повозку с лошадьми, побросали своих убитых и тяжело раненых, а сами убежали в деревню 3. Бой, длившийся 4 часа, закончился полным разгромом противника».
("За Родину", N 176, 31.07.1943).

 

Очевидно, что здесь речь идет именно о триколоре.

Следующий факт совершенно официального и легального использования в РОА российского триколора мы находим в том же Пскове в середине августа 1943 года.

Спектакли дня воинов РОА. Псков. В одной из частей РОА в короткое время создались маленький струнный ансамбль и вокально-драматическая группа. В них приняла живое участие и местная молодежь. Но чем более оживлялись собственными доморощенными спектаклями часы досуга воинов, тем сильнее возникала у них потребность в настоящем, серьезном искусстве. И точно угадывая это их желание, псковская городская драматическая труппа заявила о намерении дать для солдат РОА специальный спектакль...

По окончании спектакля начальник штаба произнес короткую, но прочувствованную речь. Он говорил о тяжелых испытаниях, которые переживает Родина и о борьбе, которую начал русский народ за свое освобождение от большевизма, — Для нас, бойцов Освободительной Армии, — сказал он, — особенно приятно и радостно встретить людей, которые стремятся всеми силами помочь нам, скрашивая своим искусством суровость нашей боевой службы».

Вечер закончился в присутствии гостей вечерней поверкой части и церемонией спуска русского национального флага». ("За Родину", N 191, 18.08.1943, стр. 3)

Церемонии спуска русского национального флага над штабом одной из частей РОА посвящена и отдельная статья «Вечерняя поверка».

«В гостях у солдат и офицеров РОА. В стороне от села в большом здании расположился штаб части Русской Освободительной Армии... У здания на площадке, усыпанной песком, на высокой мачте при слабом ветре колышется русский национальный флаг. Командиры и солдаты части построились фронтом к флагу.

По окончании поверки отдается команда: «К спуску флага», — по которой все становятся смирно, и солдаты наряда берут винтовки на караул. При полном молчании флаг медленно спускается по мачте. Вся эта простая процедура вечерней поверки происходит в торжественной обстановке, заставляющей усиленно биться сердце каждого русского человека, напоминая ему старую русскую армию, прославившую себя на весь мир».

 

4

Кроме самих фактов использования бело-сине-красного флага нам сейчас доступны и концептуальные статьи вообще о важности этого символа для борьбы с большевизмом.

Например, статья «Почему большевики уничтожили русский флаг» ("За Родину", N 113, 16.05.1943, стр. 5, подраздел «Доброволец РОА»).

«Большевики, захватив в России власть, первым долгом уничтожили русский национальный флаг.

Каждая нация имеет свой национальный флаг, любит его, гордится им. И нам, русским, мечтающим теперь о возрождении национального русского духа в народе, необходимо вспомнить о своем национальном флаге, которого нас лишили 25 лет тому, назад.

Слово флаг иностранное. Прежде русские называли флаг — стягом. Теперь это слово больше всего подходит к нашему национальному флагу, долженствующему стянуть вокруг себя русских людей, стремившихся к возрождению своей Родины.
Расположение на нашем флаге цветов: белого, синего и красного — не случайно. Эти цвета и последовательность их строго продуманы и продиктованы идеологическими национальными особенностями русского народа и русского государства. Белый цвет — чистота русской нации и веры православной, синий — необъятные просторы равнин русских, охваченных небосклоном и синими морями, и красный — в изобилии пролитая русским народом кровь на протяжении всей своей истории за национальное существование.

Собирая вокруг своего родного флага весь русский народ, мы должны объединиться, — проникнуть и уничтожить своего врага и врага всего человечества — жидовствуюший большевизм. Поднимая свой национальный флаг, нам необходимо поднять и его идеологическое значение, свято чтить его, гордиться им и бороться за его чистоту и торжество. П. Зубов».

Следующую подобную концептуальную статью о бело-сине-красном флаге мы находим и ровно через год ("За Родину", № 108, 16.05.44) во время введения национальных знаков для рабочих. Что только подтверждает, что никакого запрета на этот флаг не существовало

«С национальной эмблемой. Предоставление работающим в Германии русским, белоруссам и украинцам права носить национальный значок имеет троякое значение.

Прежде всего это нововведение, являющееся как бы выражением признательности германских властей за самоотверженный труд русских, белорусских и украинских рабочих, послужит этим рабочим постоянным напоминанием о том, что труд наших соотечественников оценен по достоинству.

Таким образом, национальный значок возлагает на наших рабочих почетную обязанность — удержаться, если не подняться далее, на той высоте, которая вызвала признательность германских руководящих кругов. Но не только к усердию в работе обязывает значок наших русских рабочих. Значок заключает в себе священную для всех русских эмблему — андреевский флаг и дорогие каждому русскому национальные цвета — белый, синий, красный. И андреевский флаг, и национальные цвета ненавистны недремлющему врагу России — иудо-большевизму. Об этом должен помнить каждый русский, а, в особенности, обладатель национального значка. Потому не только на работе, но и в часы досуга, везде — в общежитии, на улице, в театре, в ресторане, в трамвае, среди оказавшего гостеприимство германского народа и среди иностранцев, которыми теперь полна Германия, русский рабочий должен помнить о чести своего национального значка так, как военный помнит о чести своего мундира. Своим поведением обладатель русского значка должен подчеркивать, что он, не какой-то неопределенный «восточник», а русский, сын великого народа, которому Петр Великий дал навеки национальный бело-сине-красный флаг и национальную эмблему — андреевский крест.

Русский рабочий должен также помнить, что он носит ту же эмблему и те же цвета, которые являются отличительными знаками русских добровольцев, сражающихся в рядах германских войск за Новую Россию и Новую Европу.

Наконец, национальный значок имеет еще одну задачу. Подобно тому, как мы сразу можем распознать среди других солдат наших земляков — добровольцев по их кокардам и нарукавным нашивкам, рабочие, благодаря значкам, легко найдут своих соотечественников в людской толпе... Национальные же значки позволят русскому гораздо легче найти в толпе своего русского, как украинцу — украинца, а белоруссу — белорусса.

В заключение необходимо отметить, что у некоторых русских, проживавших до войны в Советском Союзе, не изжито еще привитое большевицкой пропагандой предубеждение по отношению к трехцветному и Андреевскому флагам. Большевики внушали советской молодежи ненависть к этим национальным эмблемам, стремясь изобразить их, как эмблемы контрреволюции, капитализма и белогвардейщины. Правда, белое движение будучи движением национальным, враждебным иудейскому Интернационалу, его красной звезде и красному знамени, проходило под старым русским флагом, однако, этот трехцветный бело-сине-красный флаг, равно как и синий Андреевский крест, ведет свое начало от первых дней Российской Империи, от первых побед Великого Петра. Вместе с синим андреевским крестом, применявшимся во флоте, этот флаг был всегда национальным флагом России. Теперь русским рабочим предоставлено право, наряду с русскими добровольцами, носить национальные цвета и знаки, с которыми связано столько страниц славного прошлого России».

Символике было отведено место и в статье «Что такое РОА», хотя, конечно, она посвящена вообще задачам, которые ставили перед этой армией нацисты:

«Что такое РОА? С первых дней спровоцированной всех русских людей во имя светлого большевизмом войны русский народ не только сочувственно относился к победам германской армии над большевизмом, но и сам принял активное участие в этой гигантской борьбе. Многие десятки тысяч русских людей вступали в русские добровольческие отряды для вооруженной борьбы против злейшего врага русского народа Сталина и его клики. Добровольческие антибольшевицкие отряды возникали стихийно. Они не имели единой, объединяющей их идеи, их объединяла лишь ненависть к большевизму и во имя победы над ним они брали в руки оружие, чтобы плечом к плечу с немецкими солдатами разрешить спор между силами нового порядка и мировым злом — большевизмом. У них не было общей формы, единых знаков различия, единой эмблемы. Все это мешало объединению усилий русского народа для борьбы против большевизма.

Русский народ призван сыграть решающую роль в борьбе за уничтожение большевизма. Эту борьбу русский народ ведет во имя заключения почетного мира с Германией и построения Новой России без большевиков и капиталистов. Выполнителем народной воли в этой борьбе могут быть не разрозненные отряды, но единая Русская Освободительная Армия. Эта армия, выразительница и исполнительница народной воли, сможет нанести уничтожающий удар большевизму именно потому, что она является детищем народа, именно потому, что она строится на глубокой народной правдивой идее. Идейная Основа Русской Освободительной Армии — это ее главная сила, ее могучее оружие в борьбе против большевизма.

Из возникших отдельных добровольческих отрядов и разнохарактерных антиболыпевицких частей возникает мощная Русская Освободительная Армия, и чрезвычайно важным шагом на пути ее создания является факт введения единых знаков
различия — единых нарукавных знаков, погон, кокарды и петлиц. Этот шаг трудно переоценить. Он свидетельствует о том, что из разрозненных бесхребетных отрядов возникает единая могучая организация.

Нарукавный знак солдата и офицера Русской Освободительной Армии, символические буквы РОА, скажут каждому русскому человеку, что солдат и офицер с этим знаком борются за землю для русского крестьянина, за право свободного труда для русского рабочего и интеллигента, за жизнь без НКВД и красного террора для всего русского народа. Эмблема Русской Освободительной Армии и ее цвета явятся символом борьбы против Сталина и его клики за счастье русского народа, символом единения будущего нашей родины.

Близится время, когда Русская Освободительная Армия станет могучей силой, способной в союзе с Германией уничтожить большевизм, способной положить основу построения Новой России без большевиков и капиталистов…» ("За Родину", № 109, 12.05.43).

 В газете «За родину» приводили факт гибели солдата РОА Ивана Павлухина, отдавшего жизнь, спасая боевое знамя своей части, которое после хранилось как священная реликвия:

«Знамя, обагренное кровью. Это было в 1942 году. Одна из самых первых добровольческих частей Русской Освободительной Армии вела непрерывные бои с лесными бандитами. Целыми месяцами по заснеженным проселочным дорогам, по дремучим лесам и деревням с тяжелыми боями и небольшими стычками проходили русские добровольцы, защищая мирный труд и жизнь местного населения. И через бои и походы, через полную опасностей фронтовую жизнь добровольцы пронесли честь и гордость части — свое боевое знамя.

После очередной операции добровольческая часть остановилась на берегу Десны в деревне Голубчи. Наступила ночь с изморозью и туманом. Воспользовавшись плохой видимостью, крупный отряд бандитов решил свести счеты с добровольцами. Бандиты стянули к деревне превосходящие силы и, рассчитывая застать часть врасплох, открыли бешеный огонь из станковых пулеметов и минометов. Но посеять панику в ряды добровольцев им не удалось. Один из ветеранов части, Владимир В., собрал вокруг себя группу бойцов и организовал оборону. Два ручных пулемета и противотанковая пушка Открыли огонь по наступающему противнику. Однако, силы были неравны, и добровольцы, под прикрытием огня, стали отходить из деревни.

В разгар боя солдат Павлухин вспомнил, что в здании, где размещался штаб части, оставлено боевое знамя. И не дожидаясь приказа, отважный боец скрылся в темноте ночи.

Долго шел ожесточенный ночной бой. Наутро к добровольцам подошло подкрепление. Деревня Голубчи была отбита у лесных бандитов. И когда добровольцы подошли к зданию штаба, они увидели на снегу труп Ивана Павлухина. Исколотый штыками, с пулевой раной в голове лежал он, не выпуская из рук винтовку. А когда расстегнули бушлат у убитого, то на груди у него увидели боевое знамя, обагренное кровью.

Много боев выдержала эта часть Русской Освободительной Армии, много славных страниц вписала она в историю борьбы русского народа с большевизмом. И сейчас русские добровольцы, как священную реликвию, хранят свое боевое знамя. И на долгое время в памяти русских воинов сохранится имя солдата — героя Ивана Павлухина, не позволившего врагам опозорить знамя русской добровольческой части. В. Киселев». ("За Родину", № 106, 13.05.44).

 

 

5

Выход за рамки одной газеты, мы можем найти свидетельства использования бело-сине-красного флага как в текстах статей, как на кадрах фото и кинохроники. Наиболее ярким фактом для белорусов является использовании российского триколора рядом с гитлеровскими флагами на демонстрации, прошедшей в Минске 18 июня 1944 года, незадолго до освобождения города. На кадрах, которые любят вспоминать белорусские пропагандисты, рядом с бело-красно-белыми флагами используются и якобы запрещенные российские флаги.

"Патриотический слет русской молодежи  

Впервые в столице Белоруссии развивается русский национальный трехцветный флаг. Его подняла русская молодежь, собравшаяся на слет, чтобы выразить свою солидарность с солдатами и офицерами РОА, доблестно сражающимися против англо-американской плутократии. Дом Национал-Социалистической Трудовой Партии России, где состоялся слет, как и ближайшие дома, украшены лозунгами: «Привет солдатам и офицерам РОА и РОНА – передовому отряду русской молодежи», «Молодежь – на борьбу за родину против большевизма», «За национально-трудовую Россию».

Небольшой зал Дома НСТПР с трудом вместил всех пришедших на слет юношей и девушек. Председатель минской организации НСТПР Н.И. Гоголев в коротком докладе обрисовал задачи, стоящие перед молодежью, и призвал ее на борьбу против большевизма и плутократии. Докладчик рассказал о событиях последних дней, о высадке англо-американцев, о героической борьбе германских солдат и их верных союзников – русских добровольцах, о применении Германией нового оружия, наносящего жесточайшие удары по острову английских плутократов.

Слет русской молодежи принял приветствия солдатам и офицерам РОА, гитлеровской молодежи, союзу молодежи Белоруссии и комбригу Каминскому – вдохновителю и организатору Национал-Социалистической Трудовой Партии России... («Руль», Барановичи №139, 21 июня 1944 года, стр. 3. )


 

 Нацистский и российский национальный флаги на улицах Минска 18 июня 1944 года (кадр кинохроники)

Ещё позже с использованием «запрещенного» российского флага был напечатан «Блокнот пропагандиста Освободительного Движения Народов России». Флаг засветился и на фотокадрах с западного фронта, где его по-прежнему свободно использовала РОА.

Вывод:

Таким образом, нет никаких сомнений, что российский национальный бело-сине-красный флаг никогда не запрещался на оккупированных нацистами территориях. Более того, он являлся тем символом, вокруг которого создавалось всё антисоветское движение (его возвращение пропагандисты освободительного движения преподносили как возвращение к истинным российским ценностям и традициям – наравне, например, с возращением гонимого большевиками православия). Этим флагом гордились, его использовали на официальных и неофициальных мероприятиях, где его появление вызывало слёзы умиления у граждан. Под этим флагом существовали не только городские управы, но и реальные воинские подразделения, ведущие борьбу против партизан, красной армии или войск союзников.

Это исторический факт. И то, что Россия вернулась, а Беларусь возвращается к своим национальным символам, абсолютно не даёт повода говорить о возвращении нацизма или фашизма. Нынешние россияне и белорусы вкладывают в свои старинные символы совершенно иные ценности, среди которых в том числе органическое неприятие нацизма. Хотя, конечно, мне бы искренне хотелось, чтобы наши народы так же органически не принимали и большевизм-сталинизм-коммунизм, унесший жизни миллионов наших соотечественников.  Унесший под красным флагом, который сегодня свободно развевается на улицах Беларуси. 

 Автор: Дмитрий Дрозд, Белорусский документационный центр

Статьи по теме:

Телеграмма от имени БНР Гитлеру — фэйк

Я создал национальный белорусский флаг (документы)

Около ста историков (более 20 докторов, 40 кандидатов, 15 магистров исторических наук) выступили в защиту бело-красно-белого флага 

Победа национального бело-красно-белого флага над преступной советской символикой — неизбежна

Статьи по теме

  • 08.09.2015

    Евгений Васькович: «Я провел в камере ШИЗО 360 суток»

    Евгений Васькович: Силы черпал в осознании своей правоты. Бывший политзаключённый Евгений Васькович, освобождённый 22 августа 2015 года указом... Читать далее

  • 26.09.2015

    У Лукашенко нет украинских корней

    Автор: Дмитрий Дрозд. Одной из основных целей работы в архивах – является восстановление исторической правды, основываясь исключительно на архивных... Читать далее

Обратите внимание

Полезное видео

Публичный источник пополнения базы данных нарушения прав человека в Республике Беларусь
Заполните форму на нашем сайте. Пришлите ее нам. Собираем документы вместеПодробнее
15 лет и полное молчание

Наши партнеры