Василий Парфенков рассказал об отличиях домашнего ареста и судов в Беларуси и Украине
- Подробности
- 01.08.2017
Бывший политзаключенный Василий Парфенков рассказал «Белорусскому документационному центру», в чём отличие домашнего ареста в Беларуси и в Украине. Напомним, что он был одним из первых осуждён по делу 19 декабря 2010 года к 4 годам лишения свободы и вышел на свободу 13 августа 2011 года по указу о помиловании. В 2013 году Василия приговорили к году лишения свободы за несоблюдение требований превентивного надзора. В 2014 году Парфенков уехал воевать в Украину в составе добровольческого батальона ОУН. Принимал участие в боях, был ранен. В 2015 году получил гражданство Украины. На данный момент Парфенков находится под домашним арестом по обвинению в погроме офисов Альфа-банка и Сбербанка вместе с другими членами ОУН.
— Ты сейчас находишься под домашним арестом в Украине по решению суда. Когда Ирине Халип и Владимиру Некляеву изменили меру пресечения на домашний арест в Беларуси, это выглядело так: в их квартирах круглосуточно дежурили сотрудники КГБ, было запрещено подходить к окнам, к дверям, выходить на балкон, пользоваться телефоном, компьютером, писать-получать письма, любая коммуникация с миром была под запретом. Выходить из квартиры и принимать гостей — также запрещено. Как проходит домашний арест в Украине?
— В Украине немного проще. Вешают браслет или не вешают, если его нет в наличии. Если арест круглосуточный, то, понятно, из квартиры не выйдешь, звонить можно, пользоваться интернетом, сотрудники милиции дома не сидят, проверяют раз - три раза в неделю, ночью не приходят, только если сбой в системе могут прислать наряд, чтоб проверить: дома ли я. У меня такое было. Если арест ночной, то, понятно, с 21:00 нужно быть дома до 6:00 утра. Сотрудники милиции приходят также, как и на круглосуточном, — 1-3 раза в неделю.
— Ты не понаслышке знаешь, как в Беларуси проходят суды над активистами: свидетели — сотрудники милиции — говорят заученный текст: «махал руками, нецензурно выражался...», судья отклоняет любые ходатайства в приобщении к материалам дела доказательства невиновности активиста (свидетельские показания, фото-видео материалы, распечатки телефонных звонков и т.д.)… Практически любой суд над активистом за участие в акциях заканчивается либо сутками ареста, либо огромным штрафом, а как суды проходят в Украине?
— В судах здесь весело. Если ты Патриот и идёшь по политическим мотивам, то за тебя поручаются депутаты. Свидетелей опрашивают всех, как со стороны обвинения, так и защиты. Ходатайства, если они не противоречат закону, принимают у двух сторон. Суд проходит в режиме видео и аудио записи, записи можно истребовать и получить без проблем. Особенно сторона обвинения. К примеру, меня и Миколу Коханивского (командир батальона ОУН) судят уже полтора года за погром российских банков, тянут время, не знают, как выкрутиться. Но не думайте, что в Украине всё так радужно. Просто люди здесь устали, устали от войны, устали от коррупции, от засилья олигархов…
Белорусский документационный центр